Отдел продаж

+7 961 482 88 10 +7 999 634 26 44

Почта

info@shinasnab.ru

Мы с вами свяжемся



Принят Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
01 января 1999 года

ГОСТ 5513-97

Группа Л62

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ШИНЫ ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ ДЛЯ ГРУЗОВЫХ

АВТОМОБИЛЕЙ, ПРИЦЕПОВ К НИМ, АВТОБУСОВ И ТРОЛЛЕЙБУСОВ

Технические условия

Pneumatic tyres for trucks, trailers for them, buses and trolleybuses.

Specifications

МКС 83.160.10

ОКП 25 2110

Дата введения 1999-01-01


Предисловие

1 РАЗРАБОТАН МТК 97 "Шины пневматические для автомобилей и авиационной техники", НИИШП

ВНЕСЕН Госстандартом России

2 ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 11-97 от 25 апреля 1997 г.)

За принятие проголосовали:

Наименование государстваНаименование национального органа по стандартизации
Азербайджанская РеспубликаАзгосстандарт
Республика АрменияАрмгосстандарт
Республика БелоруссияБелстандарт
ГрузияГрузстандарт
Республика КазахстанГосстандарт Республики Казахстан
Киргизская РеспубликаКиргизстандарт
Республика МолдоваМолдовастандарт
Российская ФедерацияГосстандарт России
Республика ТаджикистанТаджикгосстандарт
ТуркменистанГлавная государственная инспекция Туркменистана
УкраинаГосстандарт Украины

3 Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 25 ноября 1997 г. N 375 межгосударственный стандарт ГОСТ 5513-97 введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 января 1999 г.

4 ВЗАМЕН ГОСТ 5513-86

ВНЕСЕНО Изменение N 1, принятое Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации по переписке (протокол N 27 от 08.02.2007). Государство-разработчик Россия. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19.06.2007 N 140-ст введено в действие на территории РФ с 01.07.2008 с правом досрочного применения

Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 9, 2007 год


1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий стандарт распространяется на пневматические шины для транспортных средств категорий М3, N3, О3, О4 и пневматические шины с индексом несущей способности >121 для транспортных средств категорий М2 и N2, предназначенные для эксплуатации на дорогах различных категорий при температуре окружающей среды до минус 45 °С (шины с зимним рисунком протектора - от плюс 10 °С до минус 45 °С), для Министерства обороны - от минус 60 °С до плюс 55 °С.

Стандарт не распространяется на шины с регулируемым давлением, а также на шины, предназначенные для работы в шахтах, рудниках, карьерах и других особых условиях эксплуатации.

(Измененная редакция, Изм. N 1).


2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 2.304-81 Единая система конструкторской документации. Шрифты чертежные

ГОСТ 8.207-76 Прямые измерения с многократными наблюдениями. Методы обработки результатов наблюдений. Основные положения

ГОСТ 27.002-89 Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения

ГОСТ 2405-88 Манометры, вакуумметры, моновакуумметры, напоромеры, тягомеры и тягонапоромеры. Общие технические условия

ГОСТ 7661-67 Глубиномеры индикаторные. Технические условия

ГОСТ 7912-74 Резина. Метод определения температурного предела хрупкости

ГОСТ 8107-75 Вентили для пневматических камер и шин постоянного давления

ГОСТ 10409-74 Колеса автомобильные с разборным ободом. Основные размеры. Технические требования

ГОСТ 11358-89 Толщиномеры и стенкомеры с ценой деления 0,01 и 0,1 мм. Технические условия

ГОСТ 16504-81 Качество продукции. Контроль и испытания. Основные термины и определения

ГОСТ 22374-77 Шины пневматические. Конструкция. Термины и определения

ГОСТ 24779-81 Шины пневматические. Упаковка, транспортирование, хранение

ГОСТ 25692-83 Шины пневматические. Метод определения статического дисбаланса покрышек

ГОСТ 26000-83 Шины пневматические. Метод определения основных размеров

ГОСТ 27704-88 Шины пневматические. Правила подготовки шин для проведения стендовых испытаний

Правила ЕЭК ООН N 13* Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения механических транспортных средств категорий М, N и О в отношении торможения

Правила N 54 ЕЭК ООН Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения шин транспортных средств неиндивидуального пользования и их прицепов


(Измененная редакция, Изм. N 1).

3 ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Термины и определения - по ГОСТ 22374, ГОСТ 27.002, ГОСТ 16504 и Правилам ЕЭК ООН N 13 и Правилам ЕЭК ООН N 54. Кроме того, использованы следующие термины с соответствующими определениями:

(Измененная редакция, Изм. N 1).

3.1 Новая шина - шина, которая не была в эксплуатации в течение гарантийного срока службы.

3.2 Радиальная комбинированная шина - шина радиальной конструкции с текстильным кордом в каркасе и металлокордом в брекере.

3.3 Радиальная цельнометаллокордная шина - шина радиальной конструкции с металлокордом в каркасе и брекере.

3.4 Гарантийный срок службы - календарная продолжительность хранения и эксплуатации шины.


4 КЛАССИФИКАЦИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ

4.1 Шины подразделяют на камерные и бескамерные.

4.2 В зависимости от конструкции и типа корда шины подразделяют на диагональные, радиальные комбинированные и радиальные цельнометаллокордные.

4.3 В зависимости от назначения и условий эксплуатации шины могут иметь следующие типы рисунка протектора: дорожный, универсальный, повышенной проходимости и зимний.

При эксплуатации шин в зимних условиях разрешается применять шипы противоскольжения.

Шины с дорожным рисунком протектора предназначены для эксплуатации преимущественно на дорогах с усовершенствованным капитальным покрытием (I, II, III категорий), универсальным - преимущественно на дорогах с усовершенствованным облегченным покрытием (III, IV и IV-п категорий) и переходным (IV и V категорий), повышенной проходимости - преимущественно в условиях бездорожья и на мягких грунтах, зимним - на обледенелых и заснеженных дорогах.

Типы покрытий и категорий дорог установлены в соответствии с требованиями строительных норм и правил.

4.4 Обозначения и основные размеры шин приведены в таблице 1.



До замены моделей разрешается изготовлять диагональные и радиальные комбинированные шины с нормами габаритов и отклонениями от них, действовавшими до 01.05.92.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

4.5 Шины, предусмотренные настоящим стандартом, могут иметь обозначение, выраженное в дюймах, или смешанное, выраженное в миллиметрах и дюймах.


Примеры обозначения шины:

7,50R20 - шина радиальная обычного профиля;

315/80R22,5 - шина радиальная низкопрофильная;

7,50-20 - шина диагональная,

где 7,50 и 315 - обозначение номинальной ширины профиля шины (в дюймах и миллиметрах соответственно);

20 и 22,5 - обозначение номинального посадочного диаметра обода (в дюймах);

Р - обозначение радиальной шины;

80 - серия (номинальное отношение высоты к ширине профиля в процентах).

Пример обозначения камеры:

7,50 - 20,

где 7,50 - обозначение номинальной ширины профиля соответствующей шины (в дюймах);

20 - обозначение номинального посадочного диаметра обода (в дюймах).

Пример обозначения ободной ленты:

6,7-20,

где 6,7 - обозначение номинальной ширины ленты (в дюймах);

20 - обозначение номинального посадочного диаметра обода (в дюймах).

4.6 Разрешается увеличение ширины профиля новых шин от указанных в таблице 1 за счет декоративных выступов, надписей, рисок, ребер и т.д. на 4% для радиальных шин и на 5% для диагональных шин.

Для шин, предназначенных для сдвоенных колес, ширину профиля, превышающую 305 мм, разрешается увеличивать не более чем на 2% для радиальных шин и не более чем на 4% для диагональных шин.

В эксплуатации разрешается увеличение ширины профиля, указанной в таблице 1, для радиальных шин не более чем на 6%, для диагональных шин - не более чем на 8%.

Разрешается увеличение ширины профиля цельнометаллокордных шин, включая разнашиваемость в эксплуатации, декоративные выступы, надписи, риски, ребра и т.д., - не более чем на 3%.

4.7 Нормы нагрузок на шины для режима работы при различных внутренних давлениях приведены в приложении А.

4.8 Скорости, применяемые при эксплуатации шин, и соответствующие им индексы категории скорости приведены в приложении Б.

4.9 Изменение нагрузки на шину при изменении максимальной скорости (при внутреннем давлении, указанном в таблице 2) приведено в приложении В.

4.10 Применение шин для автотранспортных средств - в соответствии с актом приемки шины или протоколом разрешения применения, при этом рекомендуется, в зависимости от дорожных условий эксплуатации, по согласованию с потребителем, снижать в пределах 0-20 % нагрузку, действующую на колесо, и максимальную скорость.

4.11 Требования к шине, обеспечивающие показатели устойчивости, управляемости, уровня шума, тормозного пути автомобиля, а также ремонтопригодность шины и сцепление ее со смоченной асфальтобетонной поверхностью, устанавливаются техническим заданием на разработку шины, а уровень их определяется при приемочных испытаниях. При этом коэффициенты бокового и продольного сцепления шины со смоченной поверхностью не должны составлять менее 0,4 на всех скоростях движения, вплоть до максимальной. Коэффициент бокового сцепления определяется факультативно.

(Измененная редакция, Изм. N 1).


5 ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

5.1 Шины должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и изготовляться по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке.

Технологический регламент на производство шин для Министерства обороны должен быть согласован с представителем заказчика.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

5.2 Характеристики

5.2.1 Нормы эксплуатационных режимов шин должны соответствовать данным таблицы 2.



(Измененная редакция, Изм. N 1).

5.2.2 Нормы физико-механических показателей резин и массы шин, а также нормативы конструктивно-технологического анализа покрышек устанавливаются технологическим регламентом на производство.

5.2.3 Бескамерные шины, смонтированные на ободе, и камеры должны быть герметичными.

5.2.4 Тип вентиля должен соответствовать указанному в таблице 1. Положение вентиля в камерах всех обозначений центральное. Другое положение вентиля или другой его тип разрешается применять только по согласованию с потребителем.

5.2.5 В покрышках не допускаются следующие производственные дефекты:

- расслоения в каркасе, брекере и борте;

- отслоения протектора, боковины, герметизирующего слоя;

- гребень по протектору с выпрессовкой ткани (для покрышек с текстильным брекером);

- запрессовка твердых включений на внутренней поверхности каркаса с повреждением первого слоя;

- механические повреждения (проколы сквозные, порезы до корда);

- просвечивание нитей металлокорда в каркасе и подканавочном слое;

- трещины на покровных резинах;

- отставание нитей корда по первому слою каркаса;

- отрыв и отслоение герметизирующего слоя по внутренней поверхности каркаса и на бортах;

- наплыв по носку и пятке борта с просвечиванием и выходом металлокорда.

Цельнометаллокордные шины дополнительно сортируют по результатам рентгенодефектоскопии.

В камерах не допускаются:

- механические повреждения;

- расхождения стыка;

- пористость стенок;

- посторонние включения.

В ободных лентах не допускаются механические повреждения.

5.2.6 Показатели внешнего вида покрышек, камер и ободных лент - в соответствии с технологическим регламентом на производство шин.

5.2.7 Статический дисбаланс шин (покрышек) не должен составлять более 0,5%, а для цельнометаллокордных шин (покрышек) - более 0,35% от произведения массы шины на свободный радиус.

Разрешается в партии не более 30% цельнометаллокордных шин с нормой статического дисбаланса свыше 0,35, но не более 0,5% от произведения массы на свободный радиус.

Разрешается в партии не более 5% диагональных шин с нормой статического дисбаланса свыше 0,5, но не более 0,8% от произведения массы на свободный радиус.

5.2.8 Радиальное и боковое биение цельнометаллокордных шин не должно быть более 3,0 мм.

5.2.9 Коэффициент сопротивления качению не должен быть более:

0,0160 - для диагональных шин;

0,0130 - для радиальных комбинированных шин;

0,0095 - для радиальных цельнометаллокордных шин.

5.2.10 Изменения радиальной и боковой сил цельнометаллокордных шин не должны превышать 5 и 2% соответственно от максимальной допускаемой нагрузки на сдвоенную шину.

5.2.7-5.2.10 (Измененная редакция, Изм. N 1).

5.2.11 Шины должны иметь не менее шести рядов индикаторов износа протектора, расположенных по окружности, примерно на одинаковом расстоянии друг от друга в канавках средней зоны беговой дорожки протектора.

Индикаторы должны быть выполнены так, чтобы исключалась возможность спутать их с мостиками резины между ребрами или шашками беговой дорожки протектора.

Высота индикатора износа должна составлять (1,6+0,5) мм.

Конструкция и расположение индикаторов износа должны соответствовать конструкторской документации.

5.2.12 Шины должны соответствовать требованиям Правил ЕЭК ООН N 54 в части испытаний на безотказность в зависимости от скорости и нагрузки.

5.2.13 Шины для Министерства обороны должны быть озоностойкими. Защита покрышек и камер от озонного старения должна быть обеспечена рецептурой резиновых смесей и технологией изготовления шин в соответствии с технологическим регламентом на производство шин, согласованным и утвержденным в установленном порядке.

5.2.14 Температурный предел хрупкости резин протектора покрышки, камеры и ободной ленты шин для Министерства обороны не должен быть выше минус 59 °С.

5.2.12-5.2.14 (Введены дополнительно, Изм. N 1).

5.3 Комплектность

5.3.1 В комплект камерной шины входят покрышка, камера с вентилем и ободная лента; в комплект бескамерной шины - покрышка.

5.3.2 По согласованию с потребителем допускается поставлять отдельно покрышки, камеры и ободные ленты.

5.4 Маркировка

5.4.1 В соответствии с настоящим стандартом на покрышке наносят следующие надписи и обозначения:

а) товарный знак и (или) наименование изготовителя;

б) страну-изготовителя на английском языке (Made in ...);

в) обозначение шины;

г) торговую марку (модель шины);

д) индексы несущей способности нагрузок для одинарных и сдвоенных колес;

е) индекс категории скорости;

ж) Tubeless - для бескамерной шины;

и) М + S - для шин с зимним рисунком протектора;

к) дату изготовления из четырех цифр (две первые указывают порядковый номер недели, две последние - год изготовления);

л) индекс давления PSi;

м) Regroovable - для шин, имеющих возможность углубления рисунка протектора нарезкой;

н) знак официального утверждения "Е" с указанием номеров официального утверждения и страны, оформившей одобрение типа пневматической шины по Правилам ЕЭК ООН N 54, для шины, предназначенной для экспорта;

п) обозначение настоящего стандарта (без года утверждения);

р) национальный знак соответствия при сертификации шины на соответствие требованиям настоящего стандарта;

с) (Исключено, Изм. N 1).

т) знак направления вращения (в случае направленного рисунка протектора);

у) All steel - для цельнометаллокордных шин;

ф) TWi, обозначающий место расположения индикаторов износа;

х) штамп технического контроля;

ц) обозначение ВД - на шинах для Министерства обороны.

5.4.2 Надписи от б) до н) включительно располагают в нижней зоне боковины покрышки, при этом б), в), д), е), ж) наносят с двух сторон.

Обозначение ВД наносят с левой стороны от обозначения ГОСТ 5513, размер шрифта - 10 по ГОСТ 2.304.

Остальные надписи располагают в любых зонах боковины. Надпись, обозначающая место расположения индикаторов износа, наносят в плечевой зоне протектора.

5.4.3 На камере к ободной ленте наносят следующие надписи и обозначения:

а) обозначение изделия;

б) товарный знак и (или) наименование изготовителя;

в) обозначение настоящего стандарта (без года утверждения);

г) дату изготовления из четырех цифр (две первые указывают порядковый номер недели, две последние - год изготовления);

д) штамп технического контроля;

е) БК - для камер из бутилкаучука.

5.4.4 На покрышке, камере и ободной ленте разрешаются дополнительные надписи и обозначения по усмотрению изготовителя или по требованию потребителя.

На покрышку для Министерства обороны наносят порядковый номер оттиском от жетона или другим способом, обеспечивающим его сохранность в течение гарантийного срока службы.

5.4.1-5.4.4 (Измененная редакция, Изм. N 1).

5.4.5 Разрешается национальный знак соответствия наносить только на сопроводительной документации.

5.4.6 До замены имеющихся пресс-форм на новые разрешается старая маркировка.

5.4.7 Маркировку на шину наносят оттиском гравировки от пресс-формы или жетона.

Обозначение настоящего стандарта и БК разрешается наносить прочной краской, хорошо различимой на поверхности изделия. Штамп технического контроля и дату изготовления на камере и ободной ленте наносят только прочной краской, хорошо различимой на поверхности изделия.

Обозначение ВД наносят оттиском от жетона или прочной краской, хорошо различимой на поверхности покрышки.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

5.4.8 При отнесении бескамерной шины к камерной надпись Tubeless удаляется.

5.5 Упаковка

5.5.1 Упаковка шин - в соответствии с ГОСТ 24779.


6 ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

6.1 Шины принимают партиями. Партией считают шины одного обозначения в количестве не более 6000 шт., сопровождаемые одним документом о качестве, содержащим:

- товарный знак или наименование изготовителя;

- обозначение, модель шины и количество;

- номер партии;

- дату отгрузки;

- обозначение настоящего стандарта;

- результаты проведенных испытаний или подтверждение о соответствии партии шин требованиям настоящего стандарта.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

6.2 Для проверки шин на соответствие требованиям настоящего стандарта и Правил N 54 ЕЭК ООН проводят приемо-сдаточные, периодические и типовые испытания.

6.2.1 При приемо-сдаточных испытаниях подвергают сплошному контролю:

- внешний вид покрышек, бескамерных шин, камер, ободных лент;

- герметичность камер;

- рентгенодефектоскопию покрышек цельнометаллокордных шин;

выборочному контролю:

- герметичность бескамерных шин - на одной шине от партии;

- статический дисбаланс - не менее 10 покрышек от партии;

- статический дисбаланс цельнометаллокордных шин - не менее 20% шин от партии;

- радиальное и боковое биение цельнометаллокордных шин - не менее пяти шин от партии;

- изменение радиальной и боковой сил цельнометаллокордных шин - не менее 20% шин от партии.

При получении неудовлетворительных результатов приемо-сдаточных испытаний при выборочном контроле хотя бы по одному из показателей по нему проводят повторные испытания на удвоенной выборке.

При приемосдаточных испытаниях шин для Министерства обороны представитель заказчика проверяет:

- внешний вид бескамерных шин, покрышек, камер, ободных лент и герметичность камер - не менее 10% от партии;

- герметичность бескамерных шин - на одной шине от партии.

Допускается по требованию представителя заказчика предъявлять шины в разукомплектованном виде.

Результаты повторных испытаний распространяются на всю партию.

6.2.2 Периодические испытания проводит изготовитель не реже одного раза в квартал на одной шине по размерам, максимальной скорости, высоте индикаторов износа, а также на соответствие Правилам N 54 ЕЭК ООН по нагрузке и скорости.

Периодические испытания шин для Министерства обороны изготовитель проводит не реже одного раза в квартал на трех шинах при определении размеров и статического дисбаланса, на одной шине - при определении температурного предела хрупкости.

При получении неудовлетворительных результатов периодических испытаний хотя бы по одному из показателей по нему проводят повторные испытания на удвоенной выборке шин.

В случае неудовлетворительных результатов повторных периодических испытаний по какому-либо показателю данный показатель переводят в разряд приемо-сдаточных испытаний до получения положительных результатов на трех партиях шин подряд.

Если шина не выдержала испытаний по Правилам N 54 ЕЭК ООН, отгрузку шин приостанавливают до выявления причин возникновения дефектов, их устранения и получения положительных результатов повторных испытаний на двух шинах подряд.

Правила приемки шин для Министерства обороны должны соответствовать требованиям документа на испытания и приемку серийных изделий для военной техники.

6.2.1, 6.2.2 (Измененная редакция, Изм. N 1).

6.2.3 Типовые испытания шин по 5.2.9 проводит изготовитель шин при изменении конструкции, рецептуры резин или технологического процесса (с 01.07.99).


7 МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

7.1 Размеры шин определяют в соответствии с ГОСТ 26000, двойную толщину стенки камеры - по методике, приведенной в приложении Г.

7.2 Герметичность бескамерной шины или камеры определяют полным погружением наполненного воздухом изделия в воду, при этом не должно быть выделения воздуха из изделия. Испытания бескамерной шины проводят на контрольном ободе.

Разрешается применять другие методы, обеспечивающие требования по герметичности камер или бескамерных шин.

7.3 Внешний вид определяют визуально

7.4 Статический дисбаланс покрышек (шин) определяют на балансировочных станках по ГОСТ 25692.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

7.5 По Правилам N 54 ЕЭК ООН проводят испытания шин по нагрузке и скорости.

7.6 Радиальное и боковое биения, а также изменение радиальной и боковой сил цельнометаллокордных шин определяют по методикам, приведенным в приложении Г.

7.7 Высоту индикатора износа определяют как разность высоты рисунка протектора в основании индикатора износа и расстояния от поверхности протектора до верхней части поверхности индикатора износа. Измерения производят индикаторным глубиномером по ГОСТ 7661 с ценой деления не более 0,1 мм.

7.8 Рентгенодефектоскопию цельнометаллокордных шин проводят по методике, приведенной в приложении Г.

7.9 Коэффициент сопротивления качению шины, максимальную скорость и коэффициенты сцепления шины со смоченной асфальтобетонной поверхностью определяют по методикам, приведенным в приложении Г.

7.10 Температурный предел хрупкости определяют по ГОСТ 7912.

(Введен дополнительно, Изм. N 1).


8 ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

8.1 Транспортирование и хранение шин должны соответствовать ГОСТ 24779.


9 УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ

9.1 Эксплуатация шин должна соответствовать правилам эксплуатации автомобильных шин, утвержденным в установленном порядке, и информации изготовителя о шине в соответствии с Законом о защите прав потребителей.

9.2 Эксплуатация шин для Министерства обороны - в соответствии с порядком, установленным Министерством обороны.

(Введен дополнительно, Изм. N 1).


10 ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

10.1 Гарантийный срок службы шины - 5 лет с даты изготовления.

Возможность дальнейшей эксплуатации шины определяет потребитель в соответствии с ее техническим состоянием.

Гарантийный срок службы шин для Министерства обороны - 8 лет с даты изготовления.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

10.2 Изготовитель гарантирует:

- соответствие шин требованиям настоящего стандарта при соблюдении правил транспортирования и хранения по 8.1 и эксплуатации по 9.1;

- отсутствие производственных дефектов и работоспособность шин до предельного износа рисунка протектора, соответствующего высоте индикатора износа, в пределах гарантийного срока службы шины.

10.3 Для Министерства обороны замену шин, вышедших из строя в пределах гарантийного срока службы, осуществляют безвозмездно при обнаружении производственных дефектов, по эксплуатационным дефектам - в соответствии с требованиями документа на порядок предъявления и удовлетворения рекламаций на военную технику.

(Введен дополнительно, Изм. N 1).

ПРИЛОЖЕНИЕ А

(обязательное)



(Измененная редакция, Изм. N 1).

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

(рекомендуемое)

Скорости, применяемые при эксплуатации шин, и соответствующие им индексы категории скорости

Таблица Б.1

Индекс категории скоростиМаксимальная скорость, км/ч
F80
G90
J100
К110
L120
М130
Примечание - Маркировка промежуточных значений максимальной скорости производится индексом последующей скорости при значениях последней цифры 5 и выше или предыдущим индексом при значениях последней цифры менее 5.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

ПРИЛОЖЕНИЕ В

(рекомендуемое)



(Измененная редакция, Изм. N 1).

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

(обязательное)


Методы испытаний

Г.1 Определение двойной толщины стенки камеры

Г.1.1 Средства измерения

В качестве измерительного прибора применяют толщиномер индикаторный типа ТР25-250 по ГОСТ 11358 с ценой деления 0,1 мм.

Г.1.2 Порядок подготовки шин к проведению измерений

Измерения проводят в помещении при температуре окружающего воздуха (25±10) °С. Измерению подлежат камеры, прошедшие вылежку после вулканизации в течение не менее 4 ч.

Г.1.3 Порядок проведения измерений

Плоскосложенную камеру укладывают на ровную поверхность, подсоединяют к вакуумному насосу и откачивают из нее воздух.

Допускается остаточное давление воздуха в камере не более 8 кПа (0,08 кгс/см2).

Измерения двойной толщины стенки камеры по беговой и бандажной частям производят в четырех равномерно расположенных по окружности сечениях, исключая зоны стыка и вентиля. В каждом сечении измерение производят один раз. Площадки толщиномера при измерении должны полностью прилегать к поверхности камеры и устанавливаться на участке, удаленном от краев камеры не менее чем на 30 мм. Погрешность измерений не должна превышать ±0,3 мм.

Г.1.4 Правила обработки результатов измерений

За результат измерения принимают минимальное значение измерений по Г.1.3.

Г.1.5 Результаты испытания оформляют протоколом.

Г.2 Определение радиального и бокового биения шин

Радиальное и боковое биения цельнометаллокордных шин определяют методом измерения расстояния от неподвижной базовой плоскости до точек поверхности шины при ее вращении вокруг оси.

Г.2.1 Средства измерения

В качестве измерительного прибора применяют индикатор часового типа или другое измерительное средство, обеспечивающее измерение биения шины от 0 до 20 мм с погрешностью не более 0,1 мм.

Устройство для измерения биения шины должно обеспечивать непрерывность контакта наконечника индикатора с наружной поверхностью шины при переходе с одной шашки протектора на другую.

Давление воздуха в шине измеряют манометром по ГОСТ 2405 с погрешностью не более 10 кПа (0,1 кгс/см2).

Г.2.2 Порядок подготовки шин к проведению испытания

Подготовка шин к испытанию в соответствии с 1.1 и 1.2 ГОСТ 27704.

Г.2.3 Порядок проведения испытания

Шину монтируют на обод и устанавливают в ней давление воздуха, соответствующее максимально допустимой нагрузке на сдвоенную шину.

Значения радиального и осевого биений обода на участках, прилегающих к шине, не должны быть более 0,25 мм.

Допускается определять радиальное и боковое биения покрышки камерной шины, смонтированной на испытательный обод, без камеры и ободной ленты.

Измерение радиального биения проводят в центральной плоскости вращения колеса.

Допускается проводить измерение радиального биения по ребрам или шашкам протектора в двух плоскостях, равноудаленных от центральной плоскости колеса.

Измерение бокового биения шины проводят на обеих боковинах.

Биение, вызываемое надписями и декоративными выступами, не учитывают.

Допускается определять боковое биение шин в зонах боковины, свободных от надписей и декоративных выступов.

Г.2.4 Правила обработки результатов испытания

За результат испытания принимают:

- радиальное биение, измеренное по Г.2.3 (при измерении радиального биения в двух плоскостях за результаты принимают максимальное из двух значений);

- максимальное из двух значений бокового биения, измеренных по Г.2.3.

Г.2.5 Результаты испытания оформляют протоколом.

Г.3 Определение изменения радиальной и боковой сил

Изменение радиальной и боковой сил цельнометаллокордных шин определяют измерением сил, действующих в зоне контакта шины с опорной поверхностью барабана, при качении шины с постоянным межцентровым расстоянием между осями колеса и барабана при заданных нагрузке и давлении воздуха в шине, нулевых углах увода и развала.

Г.3.1 Средства испытания

Испытательные средства должны удовлетворять требованиям, указанным в таблице Г.1.

Таблица Г.1

Наименование показателяЗначение
1 Нагрузка на шину, кН (кгс), не более39,24 (4000)
2 Относительная погрешность задания нагрузки на шину, %±2,0
3 Предел измерения изменения радиальной силы, кН (кгс), не более4,90 (500)
4 Предел измерения изменения боковой силы, кН (кгс), не более2,45 (250)
5 Погрешность измерения изменения сил, Н (кгс)±49,0 (±5,0)
6 Диаметр барабана, мм854,0±2,5
7 Частота вращения шин при измерениях, мин-120-80
8 Радиальное и боковое биение посадочных поверхностей обода, мм, не более0,1
9 Погрешность измерения давления воздуха в шине манометром по ГОСТ 2405, кПа (кгс/см2), не более60 (0,6)

Г.3.2 Порядок подготовки шин к проведению испытания

Подготовку шин к испытанию проводят в соответствии с 1.1 и 1.2 ГОСТ 27704, при этом шина должна храниться в вертикальном положении на стеллажах или ровном полу.

Г.3.3 Порядок проведения испытания

Шину (покрышку камерной шины) монтируют на соответствующий обязательный обод (адаптер) испытательного стенда. Плотная посадка шины на обод достигается подачей в полость шины воздуха давлением, превышающим заданное не более чем в 2 раза, или обкаткой в течение 5-10 с с частотой вращения 20-80 мин-1. Испытания проводят при максимально допустимой нагрузке (значение должно быть кратным 5) на сдвоенную шину и давлении воздуха, соответствующем этой нагрузке.

Измерительная система стенда автоматически вычисляет изменение радиальной и боковой сил, как наибольшую разность между максимальным и минимальным значениями радиальной (боковой) реакции по результатам вращения шины в обе стороны.

В случае необходимости уточнения результатов измерения проводят последовательно не менее 10 измерений (включая первоначальное) при обязательном монтаже шины на обод. За окончательный результат измерения принимают среднее значение измеряемого параметра с учетом погрешности его измерения.

Г.3.4 Правила обработки результатов испытания

Обработку результатов многократных измерений по 8.4 выполняют по ГОСТ 8.207.

Г.3.5 Результаты испытаний оформляют протоколом.

Г.4 Рентгенодефектоскопия

Рентгенодефектоскопию цельнометаллокордных шин проводят методом обнаружения дефектов в металлокордных элементах шин путем просвечивания покрышки рентгеновским излучением.

Г.4.1 Средства испытания

Рентгеновский аппарат должен обеспечивать одновременное или последовательное исследование участков беговой и плечевой зоны боковины и борта покрышки.

Для измерения обнаруженных дефектов применяют приспособление, позволяющее измерять линейные размеры, характеризующие дефекты, с погрешностью не более 1,0 мм.

Г.4.2 Порядок проведения испытания

Покрышку помещают в рентгеновский аппарат, при помощи одной или нескольких рентгеновских трубок просвечивают внутреннюю часть покрышки от борта до борта.

Условия и режимы контроля шин должны соответствовать требованиям, указанным в технической документации на рентгеновский аппарат.

Просвеченные рентгеновским излучением участки покрышки воспроизводят на экране или рентгеновской пленке.

Г.4.3 Правила обработки результатов испытания

За результаты испытания принимают линейные размеры, характеризующие:

дефекты металлокордных брокера, каркаса или борта, смещение брекера относительно центра покрышки;

смещение одного слоя брекера относительно другого; отсутствие ступеньки между слоями брекера по окружности, разрежение нитей металлокорда в слоях брекера и каркаса;

перекрещивание нитей корда в одном слое брекера и каркаса;

нахлест нитей металлокорда в отдельных слоях брекера и каркаса;

волнистость кордных нитей слоя каркаса;

смещение бортовых колец относительно друг друга;

деформация и разрыв бортового кольца.

Г.5 Определение коэффициента сопротивления качению

Сопротивление качению шины определяют измерением продольной силы на оси колеса, катящегося по гладкому стальному барабану испытательного стенда.

Г.5.1 Средства испытания

Применяют испытательный стенд с наружной беговой поверхностью барабана диаметром 1592 мм ±1%. Допускается применение стенда с диаметром барабана 1707 мм ±1% и 2000 мм ±1%. Ширина барабана должна превышать ширину беговой дорожки протектора не менее чем на 10%.

Испытательный стенд должен обеспечивать создание нагрузки на шину не менее максимальной допустимой для одинарного колеса.

Испытательный стенд должен быть оснащен устройством для измерения продольной силы с погрешностью не более 1%.

Измерение давления воздуха в шине производят манометром по ГОСТ 2405 с погрешностью не более 10 кПа (0,1 кгс/см2).

Радиальное и боковое биение обода на участках прилегания к шине не должно превышать 0,8 и 1,2 мм соответственно.

Г.5.2 Порядок подготовки шины к испытанию

Подготовку шины к испытанию проводят по ГОСТ 27704. Шина должна соответствовать требованиям настоящего стандарта по показателю статического дисбаланса.

Г.5.3 Порядок проведения испытания

Температура окружающего воздуха во время испытания должна составлять (25±5) °С, ее измеряют на расстоянии 2 м от испытуемой шины с погрешностью ±1 °С.

Шину прижимают к барабану испытательного стенда нагрузкой, равной 0,85±1% от максимальной допустимой на одинарное колесо с внутренним давлением в шине, соответствующим максимально допустимой нагрузке.

Перед измерением продольной силы шину обкатывают на стенде в течение 1 ч со скоростью 80 км/ч для шин с индексами категории скорости К, L, М и со скоростью 60 км/ч - для шин с индексами категории скорости F, G, I. По истечении времени обкатки регистрируют продольную силу и динамический радиус шины, а затем - продольную силу при вращении шины, прижатой к барабану усилием 50 Н.

Г.5.4 Правила обработки результатов испытания

Коэффициент сопротивления качению определяют по формуле

f=(FX-F50)*(1+RD/R)/P,

где FX - продольная сила, Н;

F50 - продольная сила при нагрузке 50 Н;

P - нагрузка на шину, Н;

RD - динамический радиус шины, м;

R - радиус барабана стенда, м.

При наличии на стенде устройства для компенсации потерь в узлах стенда первоначально проводят зануление показаний измерительного устройства при качении шины без нагрузки, затем проводят измерение при качении шины без нагрузки, затем проводят измерение при качении шины под нагрузкой.

Если температура окружающего воздуха при испытании отличалась от требуемой (25±5) °С, значение коэффициента сопротивления качению корректируется:

f25 = fT*(1+0,006*(TOKP - 25)),

где f25 - коэффициент сопротивления качению, скорректированный на температуру 25 °С;

fT - коэффициент сопротивления качению при температуре, отличающейся от 25 °С;

TOKP - действительная температура окружающего воздуха во время испытания, °С.

Влияние диаметра барабана на коэффициент сопротивления качению определяют по формуле

f2 = f1 * ((R1 *(R2 + RCB)/(R2 *(R1 + RCB))1/2,

где f1 и f2 - значения коэффициентов сопротивления качению шины, измеренные на барабанах 1 и 2 соответственно;

R1 и R2 - радиусы барабанов 1 и 2 соответственно, м;

RCB - свободный радиус шины, м.

Г.5.5 Результаты испытаний оформляют протоколом.

Г.6 Определение максимальной скорости

Метод определения максимальной скорости шины заключается в обкатке накачанной шины по стальному барабану испытательного стенда в условиях ступенчатого повышения скорости до наступления предельного состояния (разрыва элементов шины, расхождения стыка протектора, боковины, расслоения в элементах покрышки).

Г.6.1 Средства испытания

Испытательный стенд состоит из приводимого во вращение цилиндрического стального барабана диаметром 1592 мм ±1%, механизма нагружения, с помощью которого свободно вращающуюся на оси ступицы шину прижимают к наружной поверхности барабана с заданным усилием.

Испытательный стенд должен обеспечивать создание нагрузки на шину не менее максимально допустимой для сдвоенных колес. Погрешность задания нагрузки ±3%.

Испытательный стенд должен быть оснащен устройством для измерения динамического радиуса с погрешностью ±2 мм.

Измерение давления воздуха в шине производят манометром по ГОСТ 2405 с погрешностью не более 10 кПа (0,1 кгс/см2).

Размеры повреждений на шине измеряют металлической линейкой с погрешностью ±1 мм.

Г.6.2 Порядок подготовки шин к проведению испытания

Подготовку шин к испытанию осуществляют по ГОСТ 27704.

Г.6.3 Порядок проведения испытания

Испытание проводят при температуре окружающего воздуха (25±10) °С.

В шине устанавливают давление воздуха, соответствующее максимально допустимой нагрузке на сдвоенную шину.

Скорость качения при испытании изменяется ступенчато от более низкой до более высокой, без остановки стенда. Значения скорости, нагрузки на шину и время обкатки на каждой ступени указаны в таблице Г.2.

Таблица Г.2

Ступень испытанияСкорость качения V, км/чНагрузка на шину PВремя обкатки, мин
Предвари- тельная обкатка0,6*Vmax0,8*Pmax240
Первая0,6*Vmax + 10Pmax150
Вторая0,6*Vmax + 10*2Pmax45
После- дующие0,6*Vmax + 10*NPmax45
Примечания
Vmax - максимальная скорость согласно настоящему стандарту.
N - номер ступени скорости. Скорость качения шины на каждой ступени скорости округляется до значения, кратного 10.
Pmax - максимально допустимая нагрузка на сдвоенную шину.

Давление воздуха в шине в процессе испытания не регулируют, оно определяется заданным начальным значением и тепловым состоянием шины.

Динамический радиус измеряют в начале испытания, после первых 4 ч обкатки, а также в конце каждой ступени скорости.

При уменьшении динамического радиуса шины более чем на 5 мм испытание приостанавливают. Определяют причину снижения давления в шине. В случае снижения давления в шине по техническим причинам испытания прекращают и устанавливают причину, вызвавшую утечку воздуха. Если не удается устранить причину утечки воздуха в шине, испытание прекращают, результаты заносят в протокол.

После вынужденных остановок испытания повторяют, если в ходе предыдущих испытаний не была достигнута скорость, соответствующая максимальной скорости минус 30 км/ч. В этом случае следует охладить шину в течение 12 ч и вновь повторить испытание.

Г.6.4 Правила обработки результатов испытания

За результаты испытания принимают:

- максимальную скорость качения шины на стенде, равную скорости, при которой произошло разрушение, минус 10 км/ч;

- время качения на последней ступени скорости до наступления предельного состояния шины, мин;

- вид предельного состояния шины.

Г.6.5 Результаты испытаний оформляют протоколом.

Г.7 Определение сцепления шины со смоченной асфальтобетонной поверхностью

Г.7.1 Средства испытания

Коэффициенты бокового и продольного сцепления шины со смоченной асфальтобетонной поверхностью определяют на барабанном стенде модели 3327 с внутренней опорной поверхностью асфальтобетонного покрытия. Диаметр внутренней беговой дорожки - 3979 мм, ширина - 500 мм. Беговая поверхность барабана покрыта специальным полимербетоном с наполнителем - гранитным гравием размером 3-5 мм. Стенд снабжен устройством автоматической подачи заданного количества воды в полость барабана. Давление воздуха в шине измеряют манометром по ГОСТ 2405 с погрешностью не более 10 кПа (0,1 кгс/см2).

Г.7.2 Порядок подготовки шины к проведению испытания

Подготовка шины к испытанию - по ГОСТ 27704.

Г.7.3 Порядок проведения испытания

Предварительно обкатанную шину монтируют на испытательный обод, устанавливают в ней давление воздуха, соответствующее максимально допустимой нагрузке на сдвоенную шину и прогревают обкаткой по барабану при указанной нагрузке со скоростью качения 40 км/ч в течение 2 ч.

На прогретой до термостабильного состояния шине определяют предельную по сцеплению боковую или касательную силу (при боковом уводе или торможении) при постоянных других параметрах испытаний (нагрузке на шину, давлении воздуха в ней, угле наклона и увода при торможении, скорости качения). С помощью двухкоординатного самописца записывают зависимость боковой силы от угла увода или касательной силы при торможении.

Испытания повторяют при различных скоростях качения для построения зависимости коэффициентов сцепления от скорости качения.

Г.7.4 Правила обработки результатов испытания

Для вычисления коэффициентов сцепления осредняют значения предельной боковой силы при уводе, полученные при повороте шины в ту и другую стороны, или значения предельной касательной силы при торможении.

За результат испытания принимают частное от деления полученного среднего значения на величину нагрузки на шину при испытании.

Г.7.5 Для оценки бокового и продольного сцепления шины с мокрым покрытием допускается применять альтернативные методы, принятые в автомобильной и шинной промышленности при лабораторно-дорожных испытаниях.

Г.7.6 Результат испытания оформляют протоколом.

Г.8 Допускается применять другие средства измерения, удовлетворяющие по точности требованиям методик испытаний.



Техническая информация